Словарь

 

Б Г К П C Т Х


Б

Байлао́р

  Байлаор, байлаора (исп. bailaor, bailaora) — танцовщик, танцовщица.

Басто́н

  Бастон (исп. baston — палка, трость) — специальная трость, которой отбивают ритм во фламенко.

Ба́та де ко́ла

  Бата де кола (исп. bata de cola) — длинная тяжёлая юбка-хвост.

 

Г

Го́льпе

  Гольпе (исп. golpe) — удар всей стопой, первая нота во фламенко. Выполняется из подготовительного положения полуплие: отвести от колена правую ногу назад, с силой поставить в пол. Удар должен быть чётким, всей стопой, по направлению от пятки к носку. Если ставить ногу, начиная с носка, звук получится шаркающим, но при ударе гольпе, звук должен получится звонким.

 

К

Кастаньеты

  Кастаньеты (исп. castañuelas) — перкуссионный музыкальный инструмент, используемый во фламенко, идиофон. Каждая кастаньета состоит из двух овальных вогнутых деревянных пластинок, соединённых шнурком. С помощью этого шнурка кастаньеты крепятся на большие пальцы правой и левой руки. Правая кастаньета называется эмбра и звучит высоко и звонко, левая – мачо – звучит ниже и суше. Чаще всего используются стилях хота, болеро, хабанера, фанданго, сигирия, севильяна.

Кахон

  Кахо́н (исп. cajon — коробка, ящик) — ударный музыкальный инструмент родом из Перу. Во фламенко кахон стали использовать благодаря известному испанскому гитаристу Пако де Люсия, которому так понравился этот инструмент, что после знакомства с ним он привёз домой в Испанию сразу два экземпляра. С тех пор кахон неотъемлемая часть фламенко.

Компа́с

 

Компа́с (исп. compás) — это не только устройство для ориентирования на местности, а но и понятие для ориентирования в музыке. К. - это испанское слово для обозначения музыкального метра и размера такта в теории музыки или ритмического рисунка характерного для данного стиля фламенко.


Компа́сы бывают:

▪ Двенадцатидольные (смесь компасов 6/8 и 3/4),

▪ Дву- или четырёхдольные,

▪ Трёхдольные,

▪ Полиритмические,

▪ Исполняемые в свободном ритме.


П

Па́льмас

 

Пальмас (исп. palmas  ладони, кисти рук) — ритмический аккомпанемент танца и пения фламенко, который создаётся с помощью хлопков (ударов) пальцами одной руки по ладони другой руки (звонкие, сильные удары) или ладоней друг о друга (тихие, глухие, не ярко выраженные удары).

Планта

 

Планта (исп. planta  подошва ноги, основание) — так же как и другие удары, ноту планта следует начать выполнять из подготовительного положения полуплие. Планта выполняется следующим образом: согнутая в колене нога отводится назад и опускается с сильным ударом о пол передней части (подушечки) стопы с переносом на неё веса корпуса. По окончании удара стопа приходит в положение высокого подъёма, каблук сильно оторван от пола.


С

Сапатео

 

Сапатео, сапатеадо (от исп. zapato — ботинок, туфля) — ритмическая ударная работа ног во фламенко, дроби аналогичные таковым в степе. Создаются путём объединения пяти разных видов ударов, которые называют нотами фламенко: гольпе, планта, талон, такон, пунта. Исполнение сапатео возможно только в специальной обуви, в закрытых туфлях или ботинках, подбитых на носках и каблуках гвоздиками.


Т

Табла́о

  Таблао (исп. tablao) — место, где исполняется фламенко, кафе, оформленное в испанском стиле, с изображениями боя быков и зеркалами на стенах, или просто небольшая сцена. Появились в кафешантанах в 60-е годы XX века.


Х

Хале́о

  Халео (исп. jaleo) — выкрикивания и подбадривания танцовщиков и музыкантов во время песни и танца: ¡eso!, ¡anda!, ¡olé!, ¡toma!, ¡vamo! ¡pasa!